Подростковая опера

Редакция сайта вспоминает удачные и не очень экранизации подростковых бестселлеров за авторством преимущественно скучащих домохозяек, которым не давала покоя слава Роулинг. По страницам их книг пробежала не одна девичья слеза, а исполнители главных мужских ролей получили едва ли меньше писем, чем Элвис за всю жизнь.

Подростковая опера

Сумерки. Сага

Стефани Майер

Тетралогия о вампирах и оборотнях, открывшая студиям новый рынок – девушки средней возрастной категории, мечтающие получить всё и сразу. Эдвард Каллен – богатый, бессмертный, паталогически влюбленный в простую смертную Беллу, не так уж и красавицу или даже умницу, – беспроигрышный вариант отбить на пилотном $40-миллионном фильме сумму в 10 раз больше, позволяющую снять еще четыре фильма и занять в рейтинге по сборам строку между «Трансформерами» и «Железным человеком». Общие кассовые сборы серии приближаются к $2,5 млрд.

На протяжении пяти фильмов практически ничего не происходит, но феномен «саги» основывается не на захватывающем сюжете или спецэффектах (хотя и то, и другое местами всё же присутствует), а на Роберте Паттинсоне, который выходит из новенького «Вольво», поблескивает на солнце и всем своим видом умоляет зрительниц сходить на фильм еще разок, рассказать о нем всем подругам, завести блог о своих переживаниях и воображать себя Беллой Свон – благодаря внешности Кристен Стюарт, это не так уж и сложно. Впрочем, к пятому фильму не только фанатки, но и создатели поняли, что эту вату неоходимо разбавлять, отчего на премьеру подтянулись даже мужики вздыхающих зрительниц, как на полновесную альтернативу хоккейному матчу.

Подростковая опера

Я – четвертый

Джеймс Фрей, Джоби Хьюз

Неизвестно, куда занесет всю серию, но первая ее книга, экранизированная Ди Джеем Карузо, рассказывает о пареньке, которого старательно оберегают от пришельцев, потому что те хотят его убить, и троих из его рода уже убрали. В какой-то момент герой соображает, что сидеть в хижине не только небезопасно, но и глупо, и решает не скрываться, а дать своим врагам бой. Параллельно с этими событиями герой ходит в школу, соблазняет одноклассницу и балуется со своей способностью пулять световые шары из ладошек.

Достаточно сильный по задумке, но недостаточно распиаренный, чтобы стать объектом кинематографического вожделения, «Я – четвертый» – первая часть из предположительно неоконченной «Лориенской саги» за авторством Питтакуса Лора (псевдоним такой). При всех достоинствах – небезызвестном режиссере, хорошем саундтреке и постановке – «Я – четвертый» продолжать не торопятся. Хотя и про любовь там было мало, и экшена значительно больше: еще бы, книгу-то писали мужики.

Подростковая опера

Голодные игры

Сьюзен Коллинз

Самая здравомыслящая франшиза, развивающая тему постапокалиптичного общества, в котором Северная Америка расколота на 12 дистриктов, один из которых – правящий, а остальные вынуждены выживать. Чтобы предупредить бунты, ежегодно устраиваются Голодные игры, объединяющие участников из каждого района правом побороться за свою жизнь. Единственный выживший в многодневном квесте считается победителем. Серия повествует о Китнисс Эвердин и ее партнере Пите Меларке, которые избраны от шахтерского дистрикта на очередные Игры. Насмотревшись на разную жуть, Китнисс решает бороться с Капитолием за право всех дистриктов жить нормально.

Серия намного умнее «Сумерек», потому что при равных составляющих делает акцент не на любовном треугольнике, в который заключена Китнисс, а на ее борьбу. Выигрывает франшиза и у «Гарри Поттера»: если не лаконичностью, так намеренным отсутствием откровенно детской предыстории: фильм бросает зрителя в пекло с первых кадров, и это, несомненно, подкупает.

На сегодня экранизировано две книги из трех. Выход последней части, которую традиционно разделили пополам, намечен на конец этого года. «Голодные игры» – потенциально самая прибыльная экранизация серии бестселлеров: первые два фильма собрали около $1,5 млрд, впереди – столько же работы. Немного неясна судьба нового распорядителя Игр, чью роль сыграл недавно покинувший нас Филип Сеймур Хоффман, однако сцены с его участием для первой части «Сойки-пересмешницы» отсняты, и кардинальная замена вряд ли состоится.

Подростковая опера

Гостья

Стефани Майер

Из запланированной трилогии про инопланетных душ, которым нужен носитель, вышла только первая книга. Купание Майер в гонорарах от «Сумерек» удерживает статус продолжения истории в стадии «запланировано». Может, оно и к лучшему: ничего сверхнового писательница не предлагает.

По сюжету, Души прибывают на Землю, где быстренько прибирают к рукам всех людей, вселяясь в них и порабощая разум. Мелани Страйдер повезло чуть больше: Душа вошла в симбиоз с ее сознанием, и теперь двум существам предстоит жить вместе. Разумеется, это очень редкий случай, и кучка людей, в которых Души не успели повселяться, этим пользуются, используя бедную девушку в качестве разведки. Без кавалеров тоже никуда: Мелани влюбляется в одного повстанца, а ее Душа – в другого. Такие дела.

Картина едва окупилась, поскольку в ней нет ничего, что не было бы сказано Майер в ее предыдущей «саге»: помощь ближнему, отказ от насущного, жертвенность главной героини, тупиковый сюжет. Разве что Сирша Ронан симпатичнее Кристен Стюарт, но это детали.

Подростковая опера

Орудия смерти: Город костей

Кассандра Клэр

К моменту премьеры «Города костей» зритель, и особенно зрительницы, начали догадываться, что следующие несколько лет их собираются иметь жадные студии, дающие дорогу мало-мальски успешной беллетристике. Неизвестно, сильно ли гремела по книжным магазинам Кассандра Клэр, но ее шесть книг (шестая выйдет в мае) получили зеленый свет. Вселенную «Орудий смерти» описать несложно: это неумелый коктейль родных «Дозоров» Лукьяненко, «Гарри Поттера» Роулинг и «Звездных войн» – тут и треснул мир, и Хогвардс, и Люк, я твой отец.

Ближе к середине фильма понятно, что даже главная героиня, дочь поющего барабанщика, пожалела о контракте, и играть согласна разве что в полсилы. Вместе со слабым сюжетом это дает ожидаемый результат: «Орудия смерти» – самая слабая из всех серий и идейно, и финансово. Впрочем, сиквел зачем-то анонсировали на текущий год – то ли Голливуд так просто не сдается, то ли госпожа Кассандра зажала достоинство продюсеров, требуя полноразмерной экранизации.

Редакция склоняется ко второму варианту и надеется, что подростковые тренды не выйдут за пределы своей аудитории, которая, к счастью, давно выросла. Или не к счастью: выросла-то вон на чем.