¬ эксклюзивном интервью режиссер рассказал нам о проблемах больших праздников и особенност€х своей профессии
¬ эксклюзивном интервью режиссер рассказал нам о проблемах больших праздников и особенност€х своей профессии

– »льшат ћагафурович, что вы вкладываете в пон€тие «массовый праздник»?

– “акие праздники, как —абантуй, ƒень города считаютс€ пр€мым направлением массовых меропри€тий. ћассовый праздник не в том плане, что «масса народа», а в том качестве, что в одно меропри€тие входит несколько меропри€тий. ≈сли 4-6 человек наметили меропри€тие, например, день рождени€, его уже можно считать «массовым», поскольку оно будет включать банкетную часть, развлекательную.

–  акие темы дл€ праздников сегодн€ востребованы?

– —емейные праздники, конечно. ѕростой пример. ћне предложили организовать 26 августа ежегодный фестиваль «ћолочна€ страна». ѕо плану с 11 до 20 часов должны идти меропри€ти€, но не все люди готовы присутствовать на них целый день.  то-то хочет провести врем€ с женой и детьми – они могут сходить поиграть, а могут оставить детей у дедушки и бабушки и пойти на вечернюю часть меропри€ти€. »ли вот —абантуй. Ќайдутс€ люди, которые подумают: «“ак, € хочу посмотреть скачки, кто же победит» и не пойдут на торжественную часть.  аждый зритель из большой программы выбирает дл€ себ€ то, что ему интересно.

ќтношение к массовым праздникам изменилось?

– –аньше в советские времена на некоторых меропри€ти€х, типа 1 ма€ или 7 но€бр€, присутствовать было об€зательно. ј сейчас никто никого не заставл€ет. ћеропри€ти€ проход€т в легкой ненав€зчивой форме: хочешь приходи или не приходи.

Ќемецкий философ ‘ридрих Ёнгельс утверждал, что на народное празднество люди собираютс€ «дл€ взаимного освежени€ житейской бодрости и юношеского весель€». ¬ы согласны с его словами?

– ћожет быть, почему нет? (”лыбаетс€.) „естно говор€, впервые слышу это высказывание… «наете, когда € прихожу на большое меропри€тие, мне интересно наблюдать за зрител€ми: почему он себ€ так ведет, почему не так одет, не така€ прическа. „ем живут люди, на что они отзываютс€ аплодисментами. ј посеща€ клубы, концерты групп, ты получаешь «юношеское веселье». —овсем другое дело, если ты пришел в смокинге на концерт —пивакова – какое тут юношеское веселье? ќп€ть же всЄ зависит от направленности меропри€ти€.

– ј в праздниках есть воспитательна€ роль?

– ¬ суете рабочих дней т€жело уделить врем€ семье, а ведь хочетс€ побыть р€дом с детьми, женой. —емейные меропри€ти€ дают эту возможность – вы весь день вместе, радуетесь другу другу. ƒа, и дл€ молодежи полезно. Ќежели подростки будут бродить неизвестно где, лучше пусть участвуют в меропри€ти€х, духовно самовыражаютс€. „ем больше меропри€тий такого рода, тем культурнее и воспитаннее будет общество.

“еатр ставит перед зрителем вопросы, мен€ет человека, а массовые праздники?

’от€ € уже давно не театральный режиссер, и давно не студент, € все равно помню, как нам говорили, что если зритель уходит со спектакл€, не вз€в из него ничего, – значит либо спектакль не так поставлен, либо человек еще не дорос до него. ’орошие спектакли об€зательно мен€ют человека, его мировоззрение, по себе знаю. ј массовые праздники, наверное, больше дл€ души. ≈сли кто-то одинок, если кто-то работает шесть дней в неделю и возвращаетс€ домой выжатый как лимон, и всЄ это повтор€етс€ изо дн€ в день – массовые меропри€ти€ могут разр€дить человека. ≈стественно, после работы в четверг или п€тницу ты вр€д ли пойдешь посмотреть спектакль, захочетс€ весель€, комедии, чтобы не думать ни о том, что хотел сказать режиссер, ни о том, как сыграли актеры.

 стати, вспомните, пожалуйста, свое последнее впечатление от спектакл€?

–  ак-то јлександр јлександрович –одионов – руководитель народного театра танца «–енессанс» (ћосква) – пригласил мен€ на очередной отчетный концерт коллектива. ѕричем не просто отчетный, там были поставлены отдельные театральные балетные кусочки с огромным замыслом. ѕосле просмотра € вышел из зала и еще неделю думал, размышл€л, а что же хотел донести режиссер, почему герой сделал так, а не вот так. » когда мы встретились с —ан —анычем, € поделилс€ своими впечатлени€ми, на что он ответил: «—лушай, € примерно то же и хотел сказать». ƒа, в чем-то наше мнение совпало, а в чем-то мы разошлись.

¬ернемс€ к нашей теме. ћассовые праздники – это больше разовый продукт?

– ƒа.  онечно, есть спектакли, которые и веками могут прожить. Ќо в основном массовое меропри€тие ты создаешь ради одного дн€.

Ќо его можно повторить

– —огласен. “олько люд€м будет неинтересно. ¬ любом повторе должно присутствовать новшество. јналогично в спектакле – если иде€ та же, фабула одна, могут быть другие приемы, другого рода костюмы. —читаю неправильно, когда вз€ли сценарий, вложили идею, замысел, но с теми же словами, артистами, только помен€в местами номера.

 акие праздники могут прижитьс€ и стать частью традиции?

– ¬ первую очередь народные, конечно. —абантуй никогда не отмен€т.  аждый год его люди ждут. ¬ –оссии люди также ждут ƒень ѕобеды, без этого никак, это уже народный праздник. ќп€ть-таки ты делаешь его в один день и заново придумываешь идею, концепцию. —амо собой без песни «“емна€ ночь» не обойтись, но надо подумать, как преподнести ее зрителю по-другому.

»льшат ћагафурович, какие ваши проекты мы увидим в ближайшее врем€?

– Ёто больша€ концертна€ программа на —абантуе в ћоскве 22 июл€, ƒень болельщиков ’  «—алават ёлаев» 12 августа в ”фе – презентаци€ команды, очень красивое масштабное меропри€тие. ¬ этот же день планируетс€ ƒень строител€, который пройдет на огромном «сабантуйном» поле  армаскалинского района. ¬ но€бре-декабре € всегда оставл€ю врем€ дл€ подготовки к Ќовому году. я безумно люблю заниматьс€ детскими спектакл€ми, праздниками.

»льшат ћагафурович, что значит быть режиссером массовых праздников?

– я закончил отделение драматического искусства —анкт-ѕетербургского института сценических искусств, отделение музыкального театра, специальность режиссура эстрады. Ќас учили режиссуре музыкального театра, а не тому, как проводить массовые праздники. » думаю, правильно, что не учили. ѕотому что каждый человек должен учитьс€ сам, изучать, искать. —ел, пон€л, как это делать, разобралс€ и уже можешь предлагать свои идеи.

ѕолучаетс€, что вы сами всему научились?

– Ёто сейчас € знаю, как делать массовые меропри€ти€. –аньше, когда € приходил, мне говорили: «»льшат, нужно сделать концерт». ј как нужно его сделать? Ћадно, первое – придумать концертную программу. ƒелаешь, теб€ спрашивают: «√де иде€, где замысел?». ј сейчас уже всЄ понимаешь, пишешь, предлагаешь 45 вариантов.

ѕопадались нечестные заказчики?

– Ќе знаю, из-за кризиса ли это или еще из-за чего, но встречались такие люди. «вон€т, говор€т: «»льшат, нужно сделать что-то интересное». “ы делаешь, им нравитс€, но как только заходит речь об оплате, они говор€т: «»звините, мы не можем с вами работать, потому что у вас ценник дорогой». Ћибо просто не звон€т, не отвечают на звонки. ј потом ты узнаешь, что меропри€тие провели с тем же сценарием, той же концепцией, артистами, не сказав, ни спасибо, ни извините…

 акими качествами должен обладать человек, берущийс€ за массовые праздники?

– —амое главное – чувство ответственности. — халатным отношением меропри€тие не пройдет на отлично. ¬сегда стоит помнить масштабы и уровень меропри€ти€.

–ежиссерский замысел… √де же черпать идеи?

– ѕри помощи мониторинга соцсетей, телевизионных передач, чтени€ книг, учебников. »деи об€зательно должны рождатьс€ в голове. Ќужно посто€нно быть в поиске нового. ’оть при просмотре телевизора, можно за что-то ухватитьс€ и найти определенной детали применение.

 ак режиссер вы посто€нно находитесь в тесном контакте с толпой. ќтдава€ ей всЄ, что вы получаете взамен?

– ¬сегда стараюсь получить аналогичную отдачу.  акого бы рода меропри€тие не было, какого рода бы статуса человек не был, будь он твой заказчик, директор, подчиненный, € всегда стараюсь относитьс€ с уважением. Ќикогда не позволю себе лишнего: кричать, ругатьс€. Ќе такой € человек. ѕри€тно работать в команде, где все дружелюбны и друг друга уважают.

≈сли человек пришел на меропри€тие с хорошим настроением, а ушел счастливым, значит меропри€тие состо€лось. » пусть идет проливной дождь, люди всЄ равно должны получать огромный зар€д от праздника. »наче никак!

– ”дачи вам!